Фильтр и доп. инфо

Human Wellbeing: забота о благополучии сотрудников – новый тренд HR?

18.01.2024
87
0
6 мин.
HR Voice
HR Voice
Эксперт
Оценок еще не было
Human Wellbeing: забота о благополучии сотрудников – новый тренд HR?

Wellbeing — не модное слово, а стратегия с реальным влиянием на эффективность бизнеса. В статье — научные модели, примеры внедрения, практики ведущих компаний и советы, с чего начать построение культуры благополучия.

Читайте в этой статье:

В 2016 году в подкаст-интервью The Awesome Office Show «Как оптимизм превращает 200 баксов в 100 миллионов долларов» сооснователь бренда Life is Good Берт Джейкобс отметил, что фокус внимания на таких вещах, как оптимизм и благополучие сотрудников, является недооцененным источником финансовой эффективности для организаций.

«Сотрудники могут быть эффективнее, если верят, что работают не на рабовладельцев, а на кого-то, кто обращается с ними как с человеком», – считает Джейкобс. Заботу о сотрудниках не как о ресурсе бизнеса, но как о живых людях, нуждающихся в поддержке, в Human Resources называют wellbeing.

Что такое благополучие сотрудников? Как это связано с продуктивностью компании? Как повлиять на эффективность компании с помощью современных wellbeing-подходов и технологий? С этими вопросами разбираемся в новом материале.

Что такое благополучие, или wellbeing?

Исследование аспекта благополучия пришло в HR из философии и психологии. Различные дефиниции термина, в частности, представленные в Стэнфордской энциклопедии философии, ассоциируются с такими понятиями, как процветание, обеспеченность, спокойная и достаточная жизнь человека.

Попытки смоделировать благополучие, используя научный обоснованный подход, породили большое разнообразие теорий и подходов.

Так, в 1984 году американский психолог Иллинойского университета Эдвард Динер вывел трёхстороннюю модель субъективного благополучия, согласно которой оно обусловлено тремя компонентами:

  • частыми положительными аффектами,
  • редкими отрицательными аффектами,
  • позитивной когнитивной оценки удовлетворённости жизнью.

В книге «Хорошая жизнь: объединение философии и психологии благополучия» американский писатель, профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Майкл Лоусон Бишоп представил причинно-следственную модель благополучия.

Согласно этой модели благополучие является продуктом многих факторов: чувств, убеждений, привычек, ресурсов, мотивации человека. Эти факторы связаны между собой причинно-следственными отношениями и совокупно влияют на рост благополучия и неблагополучия индивида.

Ещё один американский психолог, профессор Пенсильванского университета Кэрол Дайан Рифф предложила многомерную модель психологического благополучия, включающую 6 критериев:

  • принятие самого себя,
  • личностный рост,
  • цель в жизни,
  • искусство сосуществования с окружающей средой,
  • самостоятельность,
  • позитивные отношения с другими людьми.

Также существуют теория процветания Кори Киз, концепция позитивной психологии Мартина Селигмана, центральным концептом которой является благополучие, и ряд других научных моделей.

Суммируя исследования и влияние различных факторов, американский институт общественного мнения Gallup выявил 5 ключевых составляющих благополучия сотрудников – на основе изучения эффективности сотен организаций и измерения вовлечённости 27 миллионов сотрудников и более 2,5 миллионов рабочих единиц за последние 20 лет. Эти составляющие:

  • карьерная реализация,
  • финансовая эффективность,
  • физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • социальная востребованность.
Таким образом, применимо к практике управления компанией благополучие сотрудника может быть определено как совокупное влияние ряда рабочих и нерабочих факторов на состояние человека с точки зрения пяти основных аспектов: финансы, карьера, здоровье, эмоции и отношения. Как именно благополучие связано с продуктивностью сотрудника?

Как благополучие сотрудников связано с продуктивностью?

Помимо основных составляющих благополучия, аналитики Gallup также установили связь между благополучием сотрудников и ключевыми показателями эффективности компании:

  • прибылью, производительностью, качеством продуктов / услуг,
  • меньшим количеством невыходов на работу и сокращений,
  • меньшим количеством инцидентов, связанных с безопасностью,
  • снижением текучести персонала и затрат на поиск новых сотрудников.

По этой причине компании-лидеры стремятся заботиться о сотрудниках так, как рекомендует цитируемый в начале статьи Берт Джейкобсон. Руководители таких организаций видят ценность в предоставлении сотрудникам инструментов и опыта, необходимых для достижения успеха как в профессиональном, так и в личном плане.

Например, ирландская компания Version 1, специализирующаяся на международном управленческом консалтинге, разработке программного обеспечения и облачных вычислениях, разработала диджитализированную wellbeing-программу, которая включает корпоративные мероприятия и ресурсы, направленные на формирование культуры благополучия.
«Мы очень гордимся тем, что были сертифицированы как «здоровое место для работы» и были одними из первых работодателей, получивших это престижное признание. Признание «здоровым местом для работы» свидетельствует об успехе многих текущих инициатив в Version 1, направленных на то, чтобы наши сотрудники чувствовали себя на здоровом рабочем месте, где они могут процветать», – комментирует Директор по персоналу и интеграции Version 1 Джарлат Дули.

Как создать сильную культуру wellbeing в компании?

«Благополучие – это сумма факторов, которые влияют на результативность сотрудника и его отношение к работе. На часть этих факторов компания никак не может повлиять: это, например, семейные отношения сотрудника или неизлечимое заболевание родственника. Это данности, которые мы принимаем во внимание и учитываем, формируя индивидуальный план развития работника. Но на такие составляющие, как финансовая стабильность, социальный капитал, карьерное развитие, взаимодействие с командой – влиять можно и нужно. Отчасти можно влиять и на здоровье. Если в компании сильная культура wellbeing, то будут и спортивные мероприятия, и возможность ходить в спортзал по корпоративному абонементу, и другие решения», – отвечает на этот вопрос ведущий HR-аналитик People Analytics Светлана Бушуева.

В этом отношении корпоративные фитнес-программы – один из лучших инструментов. Так, в компании SnackNation запустили марафон для сотрудников Walk it Out, во время которого вся команда получила фитнес-трекеры и ежедневно регистрировала шаги.

Цель состояла в том, чтобы за 4 недели пройти столько шагов, сколько нужно, чтобы добраться из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. Общий результат коллектива составил 772 000 шагов. Самые активные участники каждую неделю награждались призами.

По оценкам HR-специалистов SnackNation, ключом к успеху программы стало сочетание общих и индивидуальных целей. Инициатива подтолкнула заняться физической формой сотрудников, которые раньше не занимались спортом, и в то же время больше работников компании почувствовали себя вовлечёнными в общее дело, что является показателем роста благополучия в компании.

Не менее важной составляющей благополучия является востребованная и полезная работа. По данным Gallup, 57 % сотрудников, которые имеют возможность заниматься тем, что умеют лучше всего, меньше подвержены выгоранию, чем те 43 %, которые вынуждены работать с чем придётся.

Предоставление сотрудникам расширенных полномочий и свободы принятия решений нередко ассоциируется у руководителей с более высокими рисками неудач, но согласно исследованиям, проведенным Бирмингемским университетом, высокий уровень автономии на рабочем месте коррелирует с чувством благополучия и удовлетворённости и повышением эффективности труда.

Ещё одной важной рекомендацией при формировании культуры wellbeing в компании является мониторинг психологического состояния сотрудников. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 300 миллионов человек во всем мире страдают от депрессии. Это значит, что даже в маленькой организации со штатом 50 сотрудников, по крайней мере, 2 сотрудника имеют депрессивный эпизод в анамнезе.

В то же время, под влиянием, распространённых стереотипов успешного человека, преуспевающего во всём, люди бывают склонны игнорировать симптомы и пытаются работать по-прежнему, переживая клиническую депрессию и не обращаясь за медицинской помощью. В некоторых случаях сотрудники даже не догадываются о проблеме из-за недостаточных знаний.

Если компания не может позволить себе нанять корпоративного психолога, который будет наблюдать за психоэмоциональным состоянием сотрудников и вовремя предлагать индивидуальные методы поддержки и – при необходимости – лечения, полезно проводить опросы вовлечённости и эффективности сотрудников. Чем регулярнее – тем лучше.
Обсудить статью
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Статьи
Автор: HR Voice
HR Voice
Подписаться на эксперта

Вам понравился материал?

Оценок еще не было

Поделиться с друзьями

Подпишитесь на наш
Telegram-канал
Подпишитесь на наш Telegram-канал
Подписаться
Комментарии 0

Рекомендуем почитать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: