Human Wellbeing: забота о благополучии сотрудников – новый тренд HR?

Wellbeing — не модное слово, а стратегия с реальным влиянием на эффективность бизнеса. В статье — научные модели, примеры внедрения, практики ведущих компаний и советы, с чего начать построение культуры благополучия.
В 2016 году в подкаст-интервью The Awesome Office Show «Как оптимизм превращает 200 баксов в 100 миллионов долларов» сооснователь бренда Life is Good Берт Джейкобс отметил, что фокус внимания на таких вещах, как оптимизм и благополучие сотрудников, является недооцененным источником финансовой эффективности для организаций.

Что такое благополучие сотрудников? Как это связано с продуктивностью компании? Как повлиять на эффективность компании с помощью современных wellbeing-подходов и технологий? С этими вопросами разбираемся в новом материале.
Что такое благополучие, или wellbeing?
Исследование аспекта благополучия пришло в HR из философии и психологии. Различные дефиниции термина, в частности, представленные в Стэнфордской энциклопедии философии, ассоциируются с такими понятиями, как процветание, обеспеченность, спокойная и достаточная жизнь человека.
Так, в 1984 году американский психолог Иллинойского университета Эдвард Динер вывел трёхстороннюю модель субъективного благополучия, согласно которой оно обусловлено тремя компонентами:
- частыми положительными аффектами,
- редкими отрицательными аффектами,
- позитивной когнитивной оценки удовлетворённости жизнью.
В книге «Хорошая жизнь: объединение философии и психологии благополучия» американский писатель, профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Майкл Лоусон Бишоп представил причинно-следственную модель благополучия.
Ещё один американский психолог, профессор Пенсильванского университета Кэрол Дайан Рифф предложила многомерную модель психологического благополучия, включающую 6 критериев:
- принятие самого себя,
- личностный рост,
- цель в жизни,
- искусство сосуществования с окружающей средой,
- самостоятельность,
- позитивные отношения с другими людьми.
Также существуют теория процветания Кори Киз, концепция позитивной психологии Мартина Селигмана, центральным концептом которой является благополучие, и ряд других научных моделей.
Суммируя исследования и влияние различных факторов, американский институт общественного мнения Gallup выявил 5 ключевых составляющих благополучия сотрудников – на основе изучения эффективности сотен организаций и измерения вовлечённости 27 миллионов сотрудников и более 2,5 миллионов рабочих единиц за последние 20 лет. Эти составляющие:
- карьерная реализация,
- финансовая эффективность,
- физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- социальная востребованность.
Как благополучие сотрудников связано с продуктивностью?
Помимо основных составляющих благополучия, аналитики Gallup также установили связь между благополучием сотрудников и ключевыми показателями эффективности компании:
- прибылью, производительностью, качеством продуктов / услуг,
- меньшим количеством невыходов на работу и сокращений,
- меньшим количеством инцидентов, связанных с безопасностью,
- снижением текучести персонала и затрат на поиск новых сотрудников.
По этой причине компании-лидеры стремятся заботиться о сотрудниках так, как рекомендует цитируемый в начале статьи Берт Джейкобсон. Руководители таких организаций видят ценность в предоставлении сотрудникам инструментов и опыта, необходимых для достижения успеха как в профессиональном, так и в личном плане.
Как создать сильную культуру wellbeing в компании?
В этом отношении корпоративные фитнес-программы – один из лучших инструментов. Так, в компании SnackNation запустили марафон для сотрудников Walk it Out, во время которого вся команда получила фитнес-трекеры и ежедневно регистрировала шаги.
По оценкам HR-специалистов SnackNation, ключом к успеху программы стало сочетание общих и индивидуальных целей. Инициатива подтолкнула заняться физической формой сотрудников, которые раньше не занимались спортом, и в то же время больше работников компании почувствовали себя вовлечёнными в общее дело, что является показателем роста благополучия в компании.
Не менее важной составляющей благополучия является востребованная и полезная работа. По данным Gallup, 57 % сотрудников, которые имеют возможность заниматься тем, что умеют лучше всего, меньше подвержены выгоранию, чем те 43 %, которые вынуждены работать с чем придётся.
Предоставление сотрудникам расширенных полномочий и свободы принятия решений нередко ассоциируется у руководителей с более высокими рисками неудач, но согласно исследованиям, проведенным Бирмингемским университетом, высокий уровень автономии на рабочем месте коррелирует с чувством благополучия и удовлетворённости и повышением эффективности труда.
В то же время, под влиянием, распространённых стереотипов успешного человека, преуспевающего во всём, люди бывают склонны игнорировать симптомы и пытаются работать по-прежнему, переживая клиническую депрессию и не обращаясь за медицинской помощью. В некоторых случаях сотрудники даже не догадываются о проблеме из-за недостаточных знаний.

Вам понравился материал?
Поделиться с друзьями
Telegram-канал
Рекомендуем почитать



